Пресса России: Марш мира и свободы рвется в центр

В обзоре российских газет:

Оппозиция готовит политический протест

Госкомпании выдавливают из Арктики

Страховка дороже автомобиля

"Антикризисные требования — на втором плане"

Оппозиция продолжает подготовку к Маршу мира и свободы, который планируется на 19 апреля. Одним из его требований будет расследование убийства Бориса Немцова, пишет «Независимая газета».

"Мы призываем все демократические политические силы участвовать в подготовке к маршу 19 апреля, — заявил сопредседатель РПР–ПАРНАС Михаил Касьянов, пояснив, что основным организатором сейчас выступает Комитет протестных действий. — Будет ли это исключительно шествие, или оно закончится митингом — все это обсуждается, окончательных решений пока нет".

Акция не будет идентична «Весне» — маршу, который должен был пройти 1 марта. Об этом рассказал член Комитета протестных действий Сергей Давидис: «Та акция была попыткой некоего новаторства и расширения аудитории… Мы хотели повлиять на сознание тех, кого уже не устраивает жвачка, скармливаемая им из телевизора».

Сейчас, по словам Давидиса, пока решено вернуться к старому формату акций, основанных исключительно на политической повестке дня — от идеи «Весны» отказались именно из-за убийства Немцова.

Один из организаторов акции Сергей Шаров-Делоне заявил, что после смерти Немцова все социальные антикризисные требования отошли на второй план, поскольку сложившаяся политическая ситуация означает «переход красной черты — это слишком острый момент в политической жизни и сильное изменение общей картины».

Шаров-Делоне подчеркнул, что несистемная оппозиция будет добиваться разрешения на проведение акции именно в центре Москвы: «Мы категорически не пойдем ни в Марьино и ни на какую другую окраину. Есть европейские конвенции, говорящие, что акции должны быть в зоне видимости и слышимости адресатов послания — для нас это принципиально».

Предполагаемая численность марша — 50 тысяч человек. Оптимальным называют тот же маршрут, по которому люди прошли в память о Немцове 1 марта — от метро «Китай-город» до места убийства политика. Последнее стало своеобразным мемориалом — с цветами, фотографиями и самодельными плакатами.

Между тем вечером во вторник на месте гибели сняли со столба самодельную табличку «Немцов-мост», заклеили траурные портреты наклейками «Предатель интересов России». «До конца недели мы подготовим заявление и передадим его в правоохранительные органы, –прокомментировал это оппозиционер Илья Яшин. — Сейчас мы уточняем статью, под действие которой подпадают деяния хулиганов. Наша задача — добиться их привлечения к уголовной ответственности, чтобы они не могли избежать наказания».

Полиция не торопится принять меры, не находя состава преступления. «Если бы в подобном были замешаны оппозиционеры, для них статья нашлась бы, — убежден первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин. — Если не вандализм, то „мешали проходу граждан, дорожному движению“ и т.п. Проблема в том, что сторонники власти постоянно провоцируют оппозиционеров и им все сходит с рук».

У оппозиции, считает он, однако, есть возможность ответить на негативную реакцию властей — выйти на митинг 19 апреля. Вопрос в том, подчеркнул Макаркин, готова ли оппозиция сейчас, после трагических событий, сформировать общую повестку дня — и таким образом сплотить прежних сторонников и привлечь новых.

ЛУКОЙЛ идет в Арктику?

"Коммерсант" пишет о том, что экономический кризис и западные санкции, осложнившие проекты «Роснефти» и «Газпрома» в Арктике, могут привести к резкому изменению подхода России к освоению шельфа, разрушив монополию на него госкомпаний.

"После многолетней борьбы доступ к этим ресурсам могут получить частные игроки — в первую очередь это ЛУКОЙЛ, уже имеющий опыт работы на шельфе", — по данным газеты, идею поддержала администрация президента, а одним из лоббистов выступил помощник президента Андрей Белоусов.

В начале марта помощник президента Андрей Белоусов доложил Владимиру Путину о проработке обращения ЛУКОЙЛа по поводу предоставления «негосударственным компаниям» доступа к арктическому шельфу, рассказали источники издания. По их словам, в своем письме чиновник идею «принципиально поддержал», попросив поручить правительству ее проработать и представить предложения до 1 мая.

Также Андрей Белоусов отметил, что либерализация «в рабочем порядке» уже согласована с вице-премьером Александром Хлопониным, министром энергетики Александром Новаком и главой минприроды Сергеем Донским. Владимир Путин с мнением помощника согласился. Глава и основной владелец ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов встречался с Владимиром Путиным в начале февраля.

По данным Андрея Белоусова, на 1 января действовало 137 лицензий на разработку шельфа, из которых 49 — у частных компаний. Эти лицензии выданы до принятых в 2008 году поправок к закону «О недрах», по которым работать на шельфе могут только госкомпании.

Главным лоббистом изменений был тогда вице-премьер, а ныне президент «Роснефти» Игорь Сечин. ЛУКОЙЛ все эти годы поправки активно критиковал, а «Роснефть» не без конфликтов делила шельф с «Газпромом». Сейчас нефтекомпания владеет правами на разработку 48 шельфовых участков, монополия — 40 участков. Вместе они контролируют около 80% площадей с ресурсами нефти и газа.

При этом, по мнению Белоусова, темпы и объемы проведения геологоразведки госкомпаниями «нельзя признать удовлетворительными, что создает значительные риски для решения задачи поддержания добычи нефти и газа в долгосрочной перспективе».

Кроме того, по данным минприроды, обязательства «Роснефти» и «Газпрома» «не обеспечивают достаточного уровня изученности участков», который не превышает 0,25 пог. км на 1 кв. км при стандартных для мировой практики 0,35-0,5 пог. км.

О том, что решить проблему можно за счет частных инвесторов, в последние семь лет говорили многие, теперь это признали и в администрации президента.

"Роснефть", впрочем, и на этот раз не готова сдаться без боя. В компании заявили, что «за три года объем сейсморазведочных работ на участках более чем вдвое превышает выполненный на них же за предыдущее десятилетие». Компания с мнением Белоусова «резко не согласна», и «менять режим лицензирования преждевременно».

Инициатива Андрея Белоусова по отмене монополии госкомпаний на шельф и критика их работы выглядят опасными для «Роснефти» еще и потому, что чиновник считается наиболее вероятным претендентом на пост председателя совета директоров нефтекомпании (решение об этом будет принято в июне). «Его поведение в интересах конкурентов „Роснефти“ вызывает вопросы», — говорит один из собеседников издания.

Еще одним серьезным лоббистом либерализации шельфа источники «Коммерсанта» называют Александра Хлопонина, которого «не устраивает политика „Роснефти“».

ЛУКОЙЛ давно работает на шельфе, в частности, в Каспийском море, хотя освоение Арктики потребует больших ресурсов, отмечает Валерий Нестеров из Sberbank Investment Research. По его мнению, госкомпании снижают темпы работы из-за санкций и низких цен на нефть, но спрос на арктическую нефть через несколько лет будет, и отрасли важно подготовиться к этому.

Очевидно, добавляет эксперт, что для государства тот же ЛУКОЙЛ — более комфортный инвестор, чем крупные иностранные компании, поэтому «вполне логично дать ему возможность хотя бы в перспективе выйти в Арктику».

Полис дороже авто

Страховые компании переживают последствия кризиса: разброс тарифов на страхование каско вырос, купить страховку без франшизы становится все сложнее. Таковы результаты исследования цен на полисы каско, проведенного газетой РБК.

В прошлом году страхование каско, по данным страховой группы «Уралсиб», подорожало в среднем на 40%. Причин роста цен несколько. Девальвация рубля привела к увеличению стоимости ремонта — выросли цены на запчасти для иномарок. Кроме того, страховщиков подкосил рост судебных издержек.

С середины 2013 года клиенты страховых компаний находятся под защитой закона «О защите прав потребителей». Это привело к значительному увеличению числа судебных разбирательств, особенно по автострахованию, а суды в этих спорах чаще всего становятся на сторону клиентов.

В результате тарифы на страхование различных автомобилей в различных компаниях могут сильно отличаться. Выяснилось, что разброс тарифов настолько велик, что стоимость полиса теперь может влиять на решение о покупке того или иного автомобиля. Например, средний тариф на страхование Mitsubishi Lancer — 24,4% от страховой суммы, Nissan Qashqai — 9,3%. Кроме того, треть из опрошенных РБК компаний ввели обязательную франшизу (часть убытков, оплачиваемую владельцем автомобиля). И застраховать автомобиль без франшизы становится все труднее.

Самый высокий средний тариф полного каско для автомобилей, которые анализировал РБК, у СК «Согласие» — 17,1%. Например, за страховку Renault Logan в этой компании придется отдать 62,1 тыс. руб., а за Mitsubishi Lancer — 223 тыс. руб. Директор департамента андеррайтинга и управления продуктами страховой компании «Согласие» Дмитрий Кузнецов объясняет высокий тариф убыточностью сегмента подержанных транспортных средств.

"Основная причина этого связана с тем, что на подержанных машинах совершается гораздо больше мошеннических действий, чем на новых транспортных средствах", — сообщил он, добавив, что сегмент автомобилей 2012 года выпуска не является приоритетным для развития компании.

Самой недорогой для автовладельцев оказалась «РЕСО-Гарантия». У этой компании самый низкий средний тариф — 11,5%. За каско Renault Logan здесь просят 46,8 тыс. руб., за Mitsubishi Lancer — 106,2 тыс. руб. «Компания уделяет особое внимание работе с ремонтными станциями, потому что стоимость ремонта напрямую связана со стоимостью полиса каско. С каждой станцией ведутся переговоры об индивидуальных условиях сотрудничества», — объясняет замгендиректора Елена Злыгорева.

Кстати, в результате исследования РБК выяснил, что СК «Уралсиб» вообще не страхует по каско трехлетние автомобили. «Мы временно ограничили продажу полисов для подержанных автомобилей, в первую очередь — моделей с высоким уровнем мошенничества», — сказала руководитель департамента автострахования и страхования имущества СГ «Уралсиб» Мария Барсова.

Обзор подготовила Ольга Караулова, Служба мониторинга Би-би-си.